в целом свете

в целом свете
быть
У меня в целом свете никого, кроме Сашки.
Д. Донцова, Хождения под мухой. - По-моему, это просто гениальная вещь, в целом свете нет ничего лучше. (Реч.) культурологический комментарий: В основе образа фразеол. лежат древнейшие, восходящие к архетипическим формам ви/дения мира, т. е. к наиболее древним формам коллективно-родового (надличностного) осознания и моделирования мира-хаоса, противопоставления "свет - тьма", "жизнь - смерть", "свой - чужой", а также противопоставление "известный - неизвестный". Согласно древнейшим мифологическим представлениям, освещая землю, солнце передаёт её во власть добрых сил, а скрываясь на ночь, оставляет землю во тьме и во власти зла. (Славянская мифология. Энциклопедический словарь. М., 1995. С. 349.) Соответственно свет - это не только лучистая энергия, воспринимаемая зрением, но и весь мир, который виден, а потому может быть познан, освоен. Образ фразеол. восходит к библейским текстам. Свет, который был отделён от тьмы первым Божественным деянием (Быт. 1: 1-4), и всё существующее на земле имеют Божественное происхождение и подчинены Божьей воле; ср. одно из возможных определений к слову свет - Божий (напр., появиться на свет Божий). Образ фразеол. основан также на архаическом представлении о нерасчленённости времени и пространства: временна/я характеристика (рассвет после тьмы, светлое время дня) развёртывается в пространственную - свет как земные пределы, в которых протекает жизнь человека; ср.: "[В Древней Руси] "Свет" существует только здесь, на Земле, он конкретен и пространственно ограничен, он очевиден". (Колесов В.В. Древняя Русь: наследие в слове. Мир человека. СПб., 2000. С. 232.) Сочетание компонента белый (изначально "светлый, прозрачный") с компонентом свет представляет собой, с одной стороны, поэтическое повторение типа путь-дорога, скорбь-тоска и др. (т. е. белый свет - это "светлый свет"), а с другой стороны, свидетельствует о разграничении представлений о времени и о пространстве. (Там же. С. 232-234.) Белый свет может употребляться как эквивалент Божьему свету [ср. света белого (Божьего) не видеть, покинуть белый свет, покинуть свет Божий]. Это мировидение получило развитие в более поздних христианских представлениях, согласно которым белый свет (этот свет) противопоставляется загробному миру (тому свету - месту пребывания душ умерших людей, а также божественных и демонических сил) как мир явный, ощутимый, временный миру неизвестному, скрытому, непознаваемому, вечному. см. также комментарий к НА ТОМ СВЕТЕ. Компонент фразеол. свет соотносится с пространственным кодом культуры, т. е. с совокупностью имён, обозначающих членение пространства, и с отношением человека к этому членению, о чём свидетельствует и форма предл. п. с пространственным предлогом "на". Он также соотносится с религиозно-духовным кодом культуры, т. е. с совокупностью религиозно-нравственных установок, в данном случае - с представлением об этом свете как о временной земной жизни. Образ фразеол. основан на пространственно-временно/й метафоре, в которой видимый земной мир со всем существующим в нём уподобляется физическому природному явлению. фразеол. отображает стереотипное представление о мире в целом, при этом компонент свет выступает в роли символа жизненного бытия. автор: И. С. Брилёва

Большой фразеологический словарь русского языка. — М.: АСТ-Пресс. . 2006.


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»